24.10.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
34822

Ваш ребенок плохо читает – основные причины

Чтение – важнейший навык человека. Без этого умения невозможно полноценно взаимодействовать с окружающим нас миром, получать максимум информации. В некоторых случаях у детей возникают проблемы с воспроизведением и восприятием текста, чтение дается им тяжело. Современные родители нередко сталкиваются с такой ситуацией и задаются вопросом: почему малыш плохо читает, что делать?

ребенок плохо читает ребенок 8 лет читает по слогам почему ребенок плохо читает ребенок во 2 классе плохо читает

Основные секреты правильного обучения

Выбор правильного подхода к обучению малышей чтению позволяет достигать высоких результатов, и, наоборот: ошибки при построении плана занятий не позволят развить высокую скорость чтения, хорошее запоминание прочитанного.

Педагоги и психологи выделяют целый ряд рекомендаций, для того, чтобы обучение чтению было более плодотворным:

  • старайтесь заинтересовать чтением литературы. Знакомство с книгой – это не только образование, но и развлечение. Важно, чтобы родитель смог донести это до своих детей.
  • выбирайте книги по возрасту. Если малыш не сможет понять литературу, то и интереса чтение у него не вызовет.
  • читайте перед сном. Так сюжет сказки или рассказа будет лучше усваиваться и запоминаться.
  • обсуждайте прочитанное. Это тренирует память малыша, улучшает его речь. Помимо прочего, он научится лучше излагать свои мысли, объяснять свою точку зрения.

Многие родители стремятся поскорее развить высокую скорость чтения у своих детей. Это не совсем верно, ведь сначала наиболее важно развить хорошее понимание и запоминание текста. Иногда уже на первых занятиях у детей возникают проблемы именно с правильным воспроизведением слов. Если подобное наблюдается, то необходимо установить причину таких ошибок, ведь иногда они являются признаком различных нарушений восприятия информации.

ребенок плохо читает ребенок 8 лет читает по слогам почему ребенок плохо читает ребенок во 2 классе плохо читает

Почему дети читают медленно

Причины того, что малыш медленно читает, плохо запоминает прочитанное, могут быть самыми разными. Самая часто встречающаяся из них – неправильный подход к обучению грамоте. Когда занятия проходят непоследовательно, он часто не успевает усвоить и закрепить какой-либо из этапов. Это формирует у него неверный навык воспроизведения текста, например, он читает по буквам, когда пора читать слово целиком, или не умеет разбить слово на слоги.

Также ребенок будет медленно читать, если у него небольшой словарный запас. Даже в простом тексте он будет запинаться на множестве незнакомых слов. Для того, чтобы этого избежать, необходимо с раннего возраста читать ребенку сказки и рассказы. Так он будет развивать свой кругозор, а также обогащать свою речь.

Иногда дети не могут долго сохранять концентрацию внимания на тексте, от этого страдает скорость и качество его воспроизведения. Но малыши, которых родители занимают видами деятельности, требующими сосредоточенности, реже страдают от рассеянности. Концентрацию внимания отлично развивают лепка, рисование, решение простых головоломок.

Плохо развитая память может стать причиной того, что ребенку трудно пересказать прочитанное. Старайтесь чаще расспрашивать малыша о том, как прошел его день, что нового он узнал, чем занимался. Тренирует запоминание и пересказ сюжета любимого мультфильма, прослушанной сказки.

Часто причиной того, что дети плохо читают, является наличие проблем с артикуляцией. Несмотря на то, что в большинстве детских садов с малышами работает логопед, необходимо также прорабатывать произношение звуков дома.

Но что делать, если ребенок плохо читает, даже при соблюдении родителями всех рекомендаций? Есть вероятность, что это его индивидуальная особенность.

ребенок плохо читает ребенок 8 лет читает по слогам почему ребенок плохо читает ребенок во 2 классе плохо читает

Ребенок читает слоги наоборот

Еще несколько десятков лет назад у учителей было иное отношение к тому, что некоторые дети плохо читают: путают между собой слоги, из-за этого не понимая прочитанное. Тогда считалось, что причина подобных проблем восприятия текста кроется в лени и нежелании практиковаться, улучшать свои навыки.

Сейчас такие ошибки связывают с дислексией – нарушением способности читать и писать текст. При этом интеллект таких детей, а также общая способность к обучению не ниже, чем у других. По статистике, в странах Европы около 5-10% малышей страдают разной формой дислексии, так что эта проблема довольно распространена.

Благодаря интернету, в современном мире информация стала доступна практически каждому человеку. Так и о такой распространенной проблеме, как дислексия, заговорили. Этим нарушением уже не удивить педагогов, психологов, логопедов нашего времени. Существующие методы борьбы с дислексией позволяют успешно корректировать восприятие текста, и, тем самым, побеждать ее.

Чаще всего эта проблема проявляется в том, что ребенок путает между собой буквы, меняет местами слоги или читает их наоборот. Из-за этого ему не удается правильно прочитать текст, а также верно понять его смысл. Некоторые дети, страдающие дислексией, способны правильно читать текст, но совершенно не запоминают прочитанное. Если родитель не проявляет должного внимания к данному нарушению, то оно также может стать причиной дисграфии – неспособности правильно писать, при которой допускаются грамматические ошибки, путаются местами буквы и слоги.

Важно понимать, что определить, действительно ли ребенок страдает дислексией, может только специалист. Квалифицированный логопед не только сможет выявить эту проблему, но и исправить ее. Обычно дислексия проявляет себя уже на первых порах обучения детей чтению, поэтому, при подозрении на нее, необходимо сразу же обратиться за консультацией специалиста.

Коррекционная работа занимает разное время в каждом отдельном случае. Помимо занятий со специалистом, важно создать вокруг ребенка благоприятную атмосферу, не заострять внимание на его проблеме, не взращивать в нем комплексы. Совместный труд родителя, логопеда и ребенка позволит малышу преодолеть такое препятствие, как дислексия.

ребенок плохо читает ребенок 8 лет читает по слогам почему ребенок плохо читает ребенок во 2 классе плохо читает

Советы педагогов по обучению чтению

Педагоги и детские психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше, чем по достижении 5 лет. До этого возраста малыши должны больше времени уделять игре, ведь она является их способом познавать окружающий мир. До 5 лет дети еще не способны концентрироваться на информации в виде символов, плохо ее запоминают.

5-7 лет – идеальный возраст для обучения чтению. В это время интеллект детей уже достаточно развит, чтобы освоить грамоту, подготовиться к обучению в школе. Несмотря на то, что для поступления в 1 класс общеобразовательных учреждений не требуется уметь читать, владение этим навыком желательно, в первую очередь, для самого малыша. Так ему легче будет даваться школьная программа, а это значит, что он будет меньше уставать от занятий в классе и выполнения домашних работ.

Обучение чтению должно протекать плавно и последовательно. Занятия начинаются со звукового этапа. На них малыш узнает, что слова состоят из звуков, учится их различать. Звуковой этап очень важен, ведь если ему уделить недостаточно внимания, то это может привести в дальнейшем к проблемам при обучении чтению. К концу этого периода обучения ребенок научится разделять простые слова на звуки, например, «м-а-м-а», «п-а-п-а», «к-о-т», «д-о-м».

Когда звуковой этап хорошо усвоен малышом, переходят к буквенному. На нем дети учатся сопоставлять звук и букву, запоминают алфавит. Хорошим подспорьем станут специальные кубики и азбука, занятия с ними даются ребенку легче. Когда алфавит освоен, малыш учится складывать буквы в слоги, а затем и в слова.

Важно уделять особое внимание каждому этапу обучения, иначе у детей впоследствии могут возникнуть проблемы при переходе на беглое чтение, а значит, что пострадает и скорость чтения, и понимание текста.

Заниматься обучением грамоте можно и дома, но родителям не всегда удается придерживаться какой-либо методики, из-за этого занятия протекают хаотично, непоследовательно. Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам. Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным.